В МИРЕ ВЕЖЛИВОСТИ

Поведение по отношению к самим себе

Один из важнейших пунктов житейской мудрости заключается в том, в какой пропорции мы разделяем наше внимание между настоящим и будущим: не следует слишком уделять внимания одному в ущерб другому.

Многие живут преимущественно настоящим, это - люди легкомысленные; другие - будущим, это - люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру.

Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, - будто эти события принесут им истинное счастье - и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, - это люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.

Люди эти обманываются в существе своего существования и до самой смерти живут лишь ad interum - нелепо, неизвестно зачем.

Итак, вместо того, чтобы исключительно и постоянно заниматься планами и заботами о будущем, или предаваться сожалению о прошлом, - мы должны помнить, что лишь настоящее реально, лишь оно достоверно, будущее же, напротив, почти всегда оказывается не таким, каким мы себе его представляли; к тому же и будущее и прошлое, в сущности, далеко не так важны, как нам кажется.

Дальность расстояния, уменьшая предметы для глаза, делает их вполне ясными нашему мышлению.

Одно настоящее истинно и действительно, лишь оно - время, реально текущее, и только в нем протекает наше бытие.

Поэтому следовало бы всегда приветливо относиться к нему, и, следовательно, сознательно наслаждаться каждой сносной минутой, свободной от неприятностей и боли; не следует омрачать такие минуты сожалением о несбывшихся в прошлом мечтах или заботами о будущем.

Крайне неразумно лишать себя светлых мгновений в настоящем или портить их досадой на минувшее или сокрушением о грядущем.

Заботам и раскаянию следует отводить особые часы. Что касается минувшего, надо сказать себе: «Предадим, хотя бы и с сожалением, все прошлое забвению и заглушим в себе всякую досаду»; о будущем - «Все в Божьей власти» и о настоящем - «считай, что каждый день - новая жизнь» (Сенека), - и старайся сделать это единственное реальное время по возможности приятным.

Беспокоить нас должны лишь те предстоящие беды, в наступлении и в моменте наступления коих мы твердо уверены.

Но таких бед очень мало: они или только возможны, хотя и вероятны, или же они несомненны, но совершенно неизвестен момент их наступления.

Если считаться с теми и с другими, то у нас не останется ни одной спокойной минуты.

Следовательно, чтобы не лишаться спокойствия из-за сомнительных или неопределенных бед, мы должны приучиться думать о первых, - что они никогда не наступят, о вторых - что они, если и наступят, то не скоро.

Но чем меньше тревожат нас опасения, тем больше беспокоят желания, вожделения и притязания.

Любимые слова Гете: «Ich hab' meine Sache aut nichts gestell» (ничего мне на свете не надо) означают, что только, освободившись от всех возможных притязаний и примирившись с неприкрашенной, жалкой судьбою своею, человек может приобрести тот душевный покой, который позволяя находить прелесть в настоящем, а следовательно, и в жизни вообще, - составляет основу человеческого счастья.

Нам следует твердо помнить, что «сегодня» бывает только один раз и никогда уже не повторится.

Мы же воображаем, что оно возвратится завтра же; однако, «завтра» - это уже другой день, который наступает тоже лишь один раз. Мы забываем, что каждый день - то интегральная, незаменимая часть жизни, он является тем же, чем индивид по отношению к обществу.

Мы лучше ценили бы настоящее и больше наслаждались бы им, если бы в те хорошие дни, когда мы здоровы, сознавали, как во время болезни или в беде всякий час, когда мы не страдали и не терпели, казался нам бесконечно радостным, чем-то вроде потерянного рая или встреченного друга.

Но мы проживаем хорошие дни, не замечая их; лишь когда наступают тяжелые времена, мы жаждем вернуть их.

Мы пропускаем с кислым лицом тысячи веселых, приятных часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом, в дни горя, с тщетной грустью вздыхать по ним.

Вместо этого следует по достоинству ценить сносное настоящее, хотя бы самое обыденное, которое обычно мы равнодушно пропускаем мимо себя и даже стараемся отбыть как можно скорее.

Не надо забывать, что настоящее сейчас же отходит в область прошлого, где оно, освещенное сиянием вечности, сохраняется нашей памятью и когда эта последняя в тяжелый час снимает с него завесу, мы искренне будем сожалеть о его невозвратности.

Электронные книги:

Книги ONLINE:


МГМИ - профессорско-преподавательский состав и выпускники Подробнее ...


Воины роты почетного караула Кремля

Рота почетного караула Кремля


Бальтасар Грасиан

Жан де Лабрюйер

Люк де Клапье де
Вовенарг

Басни Эзоп

Орфографический словарь русского языка

Библия Новый завет Псалтирь

Ссылки:

Кулинария


Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов


Целебные свойства пищевых растений


Таблица перевода массы продуктов в объемные


Справочник по лечебному питанию


Энциклопедия женских рукоделий


Косметика, возраст и время года


Растения в косметике


Фитоэргономика


Продукты, действующие как окислители или ощелачиватели внутренней среды организма

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

trava