Один из важнейших пунктов житейской мудрости заключается в том, в какой пропорции мы разделяем наше внимание между настоящим и будущим: не следует слишком уделять внимания одному в ущерб другому.
Многие живут преимущественно настоящим, это - люди легкомысленные; другие - будущим, это - люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру.
Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, - будто эти события принесут им истинное счастье - и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, - это люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.
Люди эти обманываются в существе своего существования и до самой смерти живут лишь ad interum - нелепо, неизвестно зачем.
Итак, вместо того, чтобы исключительно и постоянно заниматься планами и заботами о будущем, или предаваться сожалению о прошлом, - мы должны помнить, что лишь настоящее реально, лишь оно достоверно, будущее же, напротив, почти всегда оказывается не таким, каким мы себе его представляли; к тому же и будущее и прошлое, в сущности, далеко не так важны, как нам кажется.
Дальность расстояния, уменьшая предметы для глаза, делает их вполне ясными нашему мышлению.
Одно настоящее истинно и действительно, лишь оно - время, реально текущее, и только в нем протекает наше бытие.
Поэтому следовало бы всегда приветливо относиться к нему, и, следовательно, сознательно наслаждаться каждой сносной минутой, свободной от неприятностей и боли; не следует омрачать такие минуты сожалением о несбывшихся в прошлом мечтах или заботами о будущем.
Крайне неразумно лишать себя светлых мгновений в настоящем или портить их досадой на минувшее или сокрушением о грядущем.
Заботам и раскаянию следует отводить особые часы. Что касается минувшего, надо сказать себе: «Предадим, хотя бы и с сожалением, все прошлое забвению и заглушим в себе всякую досаду»; о будущем - «Все в Божьей власти» и о настоящем - «считай, что каждый день - новая жизнь» (Сенека), - и старайся сделать это единственное реальное время по возможности приятным.
Беспокоить нас должны лишь те предстоящие беды, в наступлении и в моменте наступления коих мы твердо уверены.
Но таких бед очень мало: они или только возможны, хотя и вероятны, или же они несомненны, но совершенно неизвестен момент их наступления.
Если считаться с теми и с другими, то у нас не останется ни одной спокойной минуты.
Следовательно, чтобы не лишаться спокойствия из-за сомнительных или неопределенных бед, мы должны приучиться думать о первых, - что они никогда не наступят, о вторых - что они, если и наступят, то не скоро.
Но чем меньше тревожат нас опасения, тем больше беспокоят желания, вожделения и притязания.
Любимые слова Гете: «Ich hab' meine Sache aut nichts gestell» (ничего мне на свете не надо) означают, что только, освободившись от всех возможных притязаний и примирившись с неприкрашенной, жалкой судьбою своею, человек может приобрести тот душевный покой, который позволяя находить прелесть в настоящем, а следовательно, и в жизни вообще, - составляет основу человеческого счастья.
Нам следует твердо помнить, что «сегодня» бывает только один раз и никогда уже не повторится.
Мы же воображаем, что оно возвратится завтра же; однако, «завтра» - это уже другой день, который наступает тоже лишь один раз. Мы забываем, что каждый день - то интегральная, незаменимая часть жизни, он является тем же, чем индивид по отношению к обществу.
Мы лучше ценили бы настоящее и больше наслаждались бы им, если бы в те хорошие дни, когда мы здоровы, сознавали, как во время болезни или в беде всякий час, когда мы не страдали и не терпели, казался нам бесконечно радостным, чем-то вроде потерянного рая или встреченного друга.
Но мы проживаем хорошие дни, не замечая их; лишь когда наступают тяжелые времена, мы жаждем вернуть их.
Мы пропускаем с кислым лицом тысячи веселых, приятных часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом, в дни горя, с тщетной грустью вздыхать по ним.
Вместо этого следует по достоинству ценить сносное настоящее, хотя бы самое обыденное, которое обычно мы равнодушно пропускаем мимо себя и даже стараемся отбыть как можно скорее.
Не надо забывать, что настоящее сейчас же отходит в область прошлого, где оно, освещенное сиянием вечности, сохраняется нашей памятью и когда эта последняя в тяжелый час снимает с него завесу, мы искренне будем сожалеть о его невозвратности.
Популярная медицинская
энциклопедия
Энциклопедия
домашнего хозяйства
Целебные свойства
пищевых растений
Косметика, возраст
и время года
Приложение к журналу
«Работница»
Приложение к журналу
«Крестьянка»
Справочник по
лечебному питанию
Орфографический словарь русского языка
Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов
Целебные свойства пищевых растений
Таблица перевода массы продуктов в объемные
Справочник по лечебному питанию
Энциклопедия женских рукоделий
Косметика, возраст и время года
Продукты, действующие как окислители или ощелачиватели внутренней среды организма