В МИРЕ ВЕЖЛИВОСТИ

ДАРЫ ПРИРОДЫ

Алмаз

Начнем с аксиомы - истины, не требующей доказательств: человечество всегда стремилось к знанию. Объяснение окружающего мира было для него необходимостью, сложившейся еще в отдаленные первобытные времена и сначала имело форму художественной легенды, простой, как сама жизнь, иногда наивной, доброй или жестокой.

Прошли тысячелетия, прежде чем была создана наука, способная раскрыть многие загадки мироздания и обуздать действующие в нем силы. Только теперь, в наши дни были выдвинуты научные объяснения таинственных, поражающих воображение людей процессов, происходящих в недрах земли. И недра раскрылись, люди увидели таившуюся в них красоту и богатства.

Сколько легенд, преданий породили первые попытки раскрыть земные недра. А то, что было добыто там, послужило не только на пользу людям, но имело и эстетическую ценность.

Чувство красоты всегда развивалось под влиянием окружающей природы. Ликующая окраска и форма весенних и летних цветов, пение птиц, голубизна неба, зарождение дня или мерцание звезд - все привлекало и наполняло той радостью, которая лежит в основе могучего, заставляющего творить чувства прекрасного.

Алмаз

Первобытный человек, еще очень далекий от научного понимания единства и непрерывности процессов природы, ощущал свою близость к ней. Но не тогда, когда страшные и неумолимые стихии обрушивались на него, а когда он находил в ней красоту.

Глубоко коренившаяся связь с природой принимала самые фантастические формы: заставляла верить' в зависимость жизни от положения звезд на небе, наполняла мир неизвестными силами.

От злых можно было оберегаться; известно, что представители всех народов носили на себе изображения различных предметов, имевших символический смысл, - «оберигов».

Добрые силы следовало привлекать к себе. И здесь, пожалуй, первое место принадлежало драгоценным камням.

Добытые с большим трудом из недр земли, они обладали блеском, подобным солнечному свету, отраженному в капле росы, цветом, как вестники весны или полосы небесной радуги, и привлекательностью формы, отчего казались сделанными руками таинственных существ.

Янтарь

Не имея еше практической ценности, эти камни привлекали красотой, как бы концентрирующей блеск, цвет, форму и твердость - один из первых символов вечности. Все это заставляло наделять камни и жемчуг, получившие позже название «драгоценных», таинственными магическими силами, влиявшими на жизнь людей.

Предания о камнях передавались из поколения в поколение и были доступны лишь немногим избранным - жрецам. Древний Восток, эпоха средневековья в Европе и на Востоке создали специальные книги о значении и магических свойствах известных тогда камней.

Янтарь

В отдаленные времена был открыт людьми янтарь и уже древние египтяне приписывали ему лечебные свойства. Финикийцы - великие мореплаватели древности - совершали труднейшие путешествия за ним в Балтийское море, а в Греции он ценился дороже изумруда и алмаза из-за своего необъясненного свойства притягивать кусочки папируса.

Это свойство настолько волновало воображение греков, что они назвали янтарь «электроном», от которого и произошел термин «электричество».

Рыцари, участники крестовых походов, носили перстни с гранатом, как средство против опасных ранений и ядов.

В эпоху средневековья считалось, что рубин ведет к победе и великим подвигам, помогает в самоотверженной героической любви. Чудодейственными свойствами наделялись редкие зеленые камни.

Гранат

Предпочтение отдавалось прозрачным минералам: камни, не пропускающие света, могли таить в себе неизвестные или дурные свойства. Но человеческое общество, разделенное на богатых и бедных, сделало прекрасный дар природы привилегией богатства - ведь драгоценные камни были редки, трудно добывались, их медленно обрабатывали.

Однако эстетическая ценность всех самоцветов была так велика, что с незапамятных времен их превратили в украшения, они стали материалом творчества художников и сделались частью костюма.

Яркие и блестящие, как алмаз, рубин, изумруд, хризолит, золотистый топаз, голубой сапфир, аметист, аквамарин, турмалин, глубокие и мерцающие, как синие сапфиры и гранаты или как жемчуга, источающие нежный, подобный утренней заре, свет, они придавали торжественность костюму, обогащая его красочную гамму и фактуру.

Гранат

Описаниями таких костюмов богата литература всего мира. Они относятся к различным эпохам и народам, но хотелось бы остановиться на двух, характеризующих отношение как к одежде, так и к внешнему облику женщины. Первое - из бессмертной «Илиады», - это описание костюма Геры:

«Тою душистой оделася ризой, какую Афина,
Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,
Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,
Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,
В уши прекрасные серьги, с тройными подвесями вдела,
Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала».

Жемчуг

Второе раскрывает нам древнерусское понятие женской красоты и представительности, - описание костюма царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, сделанное одним византийцем: «На голове она имела ослепительного блеска корону, которая составлена была искусно из драгоценных каменьев и жемчугами была разделена на двенадцать ровных башенок.

В короне находилось множество карбункулов, алмазов, топазов и круглых жемчугов, а кругом она была унизана большими аметистами и сапфирами...

С обеих сторон ниспадали тройные дивные цепи, которые были составлены из столь драгоценных каменьев и покрыты круглыми, столь большими и блестящими изумрудами, что их достоинство и ценность были выше всякой оценки.

Одежда ... была сделана с редким искусством из толстой шелковой материи с многими изящными украшениями. Она была искусно усажена драгоценными жемчугами и посреди украшений блистали превосходные драгоценные каменья и яркие карбункулы».

Жемчуг

Действительно, древнерусский костюм был необычайно декоративен. Эти же черты были присущи и народному костюму, сохранившему в праздничном варианте еще в XIX веке в некоторых районах России пышность и великолепие древнерусского.

Именно такое впечатление он произвел на одного иностранца, которому в летний солнечный день довелось видеть толпу крестьянок Вологодской губернии, медленно движущуюся по дороге. В этом костюме один из наиболее женственных камней - жемчуг играл большую декоративную роль. Тогда он добывался во многих русских реках. Своей молочной сияющей белизной жемчуг оттенял женскую красоту и яркие краски одежды.

Рубин

Искусство создавать из жемчуга украшения, отделывать им одежду достигло в России высокого мастерства. Но не только жемчугом была богата наша родина. Оказалось, что в ее недрах, на суровом Урале и в Сибири находятся красивейшие в мире самоцветы, что по количеству и разнообразию зеленых камней она не имеет соперниц.

Народ еще в отдаленные времена умел использовать их с большим художественным чутьем, которое создало крепкую традицию. И когда самоцветы сделались лишь съемными украшениями, эта традиция послужила основой для развития русского ювелирного искусства, пышно расцветшего в XVIII веке.

Хотя в это время характер украшений часто заимствовался у Запада, русское мастерство тонкой скани (наложенные на металлическую пластинку узоры из золотой или серебряной проволоки, в которую вставлялись отдельные всегда разноцветные камни) не исчезло бесследно.

Рубин

Оно сказалось в умении компоновать камни, превращать их недостатки в достоинства, находить нужное соотношение с металлом, подбирать по цвету. Все русские ювелирные изделия того времени отличаются большей живописностью и сочностью форм, чем западноевропейские.

В XIX веке наука сменила предания и легенды, окружавшие камни мистической тайной. Точные научные сведения победили фантазию непросвещенного ума, но от этого не умалилась эстетическая ценность камней, и ювелирное искусство продолжало развиваться.

Частая смена моды в XIX веке отражалась и на украшениях. Много раз в течение этого времени ювелирное искусство доказывало, что красота камня далеко не всегда зависит от его цены. Большие колористические и пластические возможности такого дешевого камня, как коралл, были открыты в 40-х годах XIX в., когда из него стали делать самые разнообразные украшения.

Оказалось, что он прекрасно поддается резьбе и тогда появились камеи, броши в виде букетов цветов, застежки на браслетах, изящные длинные серьги. Коралл сочетали с массивным золотом, с тонкой резной оправой, его отделывали даже бриллиантами.

Агат

Большой художественный эффект давали уральский агат в соединении с золотом и жемчугом или бриллиантами и зеленый жизнерадостный малахит с золотой оправой и расположенными на нем небольшими объемными чеканными золотыми цветами и веточками.

Бывали периоды, когда ювелирная обработка металла отодвигала на второй план красоту камней, но в самом начале XX века снова возрождается интерес к ним. Металл становится только оправой, очень тонкой, еле заметной, а все неповторимые цветовые качества камней выявляются с большим искусством.

Все это были дорогостоящие украшения, доступные немногим, но в то же время уже начинают использовать и недорогие уральские камни: яшму, малахит, родонит или орлец, лабрадор, лазурит (ляпис-лазурь), авантюрин, халцедон, сердолик.

Топаз

Их сложные, причудливые рисунки, разнообразные оттенки цветов, то близких, то контрастных, как неизведанные письмена открывают тайну своего происхождения, уже доступную безграничной любознательности XX века. Именно в это время в России снова возрождается древняя скань из серебра, которая сохранялась в народных промыслах. Из нее делают оправу для уральских камней.

Но XX век - время интенсивного развития науки - в ряду разнообразных открытий принес способы воссоздания некоторых цветных камней. С помощью химии стало возможным превращать различные элементы в сверкающие кристаллы, все основные свойства которых (цвет, структура, удельный вес и твердость) соответствуют настоящим самоцветам.

Топаз

Однако эти новые материалы, хорошо поддающиеся обработке, не нашли еще соответствующего применения в украшениях. Здесь пока еще допускается ошибка, которая возникла и раньше, когда старая привычная техника сталкивалась с новыми материалами: их старались приспособить к уже известным приемам оформления, обедняя этим самым присущие им художественные качества.

Так и теперь новые искусственные драгоценные камни гранятся под «настоящие» и для них делают оправу, иногда даже воспроизводящую отдельные элементы декора прошлых эпох, но методом штампа. Такие украшения выглядят мелкобуржуазной безвкусицей и не соответствуют современному костюму.

XX век внес большие изменения в костюм. Социальные сдвиги современности вызвали его значительную демократизацию. В двадцатых годах нашего столетия возник новый тип женской одежды и ее художественные принципы качественно отличны от тех, на которых основывалось моделирование XIX века.

Аметист

Украшения перестают быть драгоценностями, эталоном состоятельности, средством хранения капитала. Они входят в общую композицию костюма, как один из ее художественных элементов.

Современное прикладное и декоративное искусство выдвинуло ряд новых проблем, среди которых особенно большое место занимает ансамбль одежды. Поэтому теперь украшения, прежде всего, входят в общую красочную гамму костюма, становятся тем цветовым пятном, без которого не может быть полной гармонии между цветовыми данными человека (оттенками его кожи, волос, глаз) и оттенками одежды.

Простота силуэта и форм современного костюма делает значительной и заметной всякую его линию и деталь, и здесь форма украшений, их расположение также должны быть композиционно связаны с одеждой. Наконец, украшения помогают решать такую художественную задачу, как соотношение фактур материалов костюма.

Аметист

Все это создает самые широкие возможности применения в украшениях различных материалов: керамика, металлы различных цветов и фактур, дерево, пластмассы, стекло, даже такие незатейливые дары природы, как косточки фруктов и скорлупа орехов сегодня используются для украшений.

Индивидуальный вкус помогает повысить художественную значимость одежды путем удачно найденных соотношений костюма и натуральных качеств этих примитивных материалов. Но, к сожалению, пошлость нестерпимого блеска стекляшек, бесстыдно имитирующих «драгоценности», не уходит с прилавков ювелирных магазинов.

Мы не собираемся отрицать стекло как материал для украшений. В течение многих веков оно использовалось именно таким образом и очень удачно. В венецианском или древнерусском стекле раскрывались широкие эстетические возможности. Но в подделке всегда заключен обман.

Она создает для неимущих или малоимущих классов иллюзию богатства, то удовлетворение мелкобуржуазных наклонностей, которые культивировались многими поколениями классового общества. Подделка особенно неприятна сейчас, когда химия дает возможность превратить стекло в один из наиболее красивых и благородных материалов. Напомним хотя бы о том, как сульфиды преобразили стекло, привнеся в него переливчатость разнообразных оттенков.

Сапфир

Но создание украшений из стекла так же, как из любых других материалов, прежде всего должно отвечать требованиям современности, повышать художественную значимость костюма.

В этом смысле большое будущее принадлежит нашим уральским самоцветам, камням и янтарю. В нашей стране не утеряны традиции их обработки. Сохранилось и развилось ювелирное мастерство древней народной скани, больше известной теперь под названием «филигрань».

Сочетание уральских камней с одним из благороднейших и недорогих металлов - серебром, дающим в оксидировке самые разнообразные оттенки серо-черных тонов, таит в себе большие декоративные возможности.

Сапфир

Художники-ювелиры дают каждому камню ту оправу, которая лучше всего согласуется с его особенностями. Полупрозрачной и темной зелени нефрита соответствует массивная рельефная и в то же время ажурная оправа с рисунком спокойного четкого ритма.

Яркий нарядный малахит окружают узкой полоской кружевных зубчиков или веночком из маленьких цветочков, подобных весенним маргариткам. Узорная яшма получает более сложное обрамление, придающее силу ее розовым и серым тонам. Глубокий блестящий аметист поддерживает строгая скупая оправа, в рисунке которой ощущается повторение темы - граней камня.

Электронные книги:

Книги ONLINE:


МГМИ - профессорско-преподавательский состав и выпускники Подробнее ...


Воины роты почетного караула Кремля

Рота почетного караула Кремля


Бальтасар Грасиан

Жан де Лабрюйер

Люк де Клапье де
Вовенарг

Басни Эзоп

Орфографический словарь русского языка

Библия Новый завет Псалтирь

Ссылки:

Кулинария


Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов


Целебные свойства пищевых растений


Таблица перевода массы продуктов в объемные


Справочник по лечебному питанию


Энциклопедия женских рукоделий


Косметика, возраст и время года


Растения в косметике


Фитоэргономика


Продукты, действующие как окислители или ощелачиватели внутренней среды организма

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

trava